Авиа,авто,судо_моделирование

Главная_страницаСтатьи

Мои_фотографииЧертежСборочный цех

Игорь А. Муромов "100 великих авиакатастроф"

Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Катастрофа самолета MD-11 над Атлантикой

2 сентября 1998 года в небе над Атлантикой потерпел катастрофу самолет «Макдоннел?Дуглас» (MD?11) швейцарской авиакомпании «Суисс эйр». Погибли 229 человек, в том числе два ребенка.

Погода была облачная, ночь безлунная. После вылета «Макдоннел?Дугласа MD?11» («борт» HB?IWF) в 20.18 из нью?йоркского аэропорта имени Джона Кеннеди прошло около часа. Пассажиры рейса SR?111, следовавшие по маршруту Нью?Йорк — Женева — Цюрих, заканчивали ужинать, а некоторые уже устраивались спать. Внезапно привычный режим работы экипажа под ровный рокот моторов «Пратт энд Уитни» нарушился. В 22.30 по местному времени пилоты почувствовали запах горевшей электропроводки. Так поздним вечером 2 сентября 1998 года началась трагедия, унесшая жизни 215 пассажиров и 14 членов экипажа.
Командир экипажа Урс Циммерман сразу сообщил о появлении дыма в кабине нью?йоркским диспетчерам и попросил разрешения на аварийную посадку в Бостоне.
О том, как развивались события на борту, можно судить по фрагментам записи переговоров экипажа рейса № 111, Центра УВД в Монктоне (Канада) и диспетчерской службой аэропорта Галифакса. Время — восточное поясное.
20.58.15. Макдоннел?Дуглас: Центр Монктон, «Суисс эйр сто одиннадцать» тяжелый (за рубежом: термин для широкофюзеляжных самолетов), добрый вечер, эшелон триста тридцать (высота полета 9900 м).
20.58.20. Монктон: «Суисс эйр сто одиннадцать» тяжелый, Монктон, добрый вечер. Возможна небольшая турбулентность на всех эшелонах.
21.14.18. Макдоннел?Дуглас: «Суисс эйр сто одиннадцать» тяжелый подает сигнал Пан Пан Пан (термин для экстренного сообщения). В кабине задымление. Требуется срочное возвращение в любое удобное место, полагаю — Бостон.
21.14.33. Монктон: «Суисс эйр сто одиннадцать», вас понял… выполняйте правый разворот… так… вы сказали, Бостон?
21.14.33. Макдоннел?Дуглас: Я думаю, в Бостон… нам нужна метеосводка… выполняем правый разворот. «Суисс эйр сто одиннадцать» тяжелый.
21.14.45. Монктон: «Суисс эйр сто одиннадцать», вас понял, снижайтесь до трехсот десяти (9300 м. — И.М.). Как поняли?
21.14.50. Макдоннел?Дуглас: Триста десять… (Неразборчиво: вероятно, экипаж надевает кислородные маски. — К.М.)… Триста десять… один один тяжелый.
21.15.08. Монктон: Может, вам лучше направиться в Галифакс?
21.15.11. Макдоннел?Дуглас: Да, мы готовы.
21.15.38. Макдоннел?Дуглас: Подтверждаю: для «Суисс эйр сто одиннадцать» тяжелый. Учитывая нашу позицию, мы выбираем Галифакс.
21.15.43. Монктон: «Суисс эйр сто одиннадцать», вас понял. Следуйте в Галифакс. Снижайтесь до эшелона 290 (8700 м. — И.М.).
21.15.58. «Бритиш эйрвэйз» двести четырнадцать: Да, «Суисс эйр сто одиннадцать» тяжелый, это Speedbird двести четырнадцать (позывной английского самолета. — И.М.). Если пожелаете, я могу рассказать о погоде в Галифаксе.
21.16.04. Макдоннел?Дуглас: «Суисс эйр сто одиннадцать» тяжелый. Мы надели кислородные маски. Продолжайте погоду.
21.19.14 Галифакс: О'кей, могу я задать вектор (направление. — И.М.) к полосе ноль шесть в Галифаксе?
21.19.19. Макдоннел?Дуглас: Повторите, пожалуйста, какой ветер.
21.19.22. Галифакс: Так, рабочая полоса в Галифаксе ноль шесть. Я вас веду на шестую?
21.19.26. Макдоннел?Дуглас: Да, вектор к шестой, отлично. «Суисс эйр сто одиннадцать» тяжелый.
21.19.39. Галифакс: Так, это обратный курс захода на посадку 06. Рабочая частота курсового передатчика один?ноль?девять?точка?девять. Вам осталось тридцать миль до порога.
21.19.53. Макдоннел?Дуглас: Нам потребуется больше тридцати миль.
21.21.23. Галифакс: «Суисс эйр сто одиннадцать», если есть время, сообщите, сколько всего топлива на борту и сколько вам необходимо слить по инструкции.
21.21.23. Макдоннел?Дуглас: Вас понял. Сейчас топлива на борту 230 т. Мы должны слить большую часть. Можем ли мы это делать во время снижения? (На самом деле 230 т — это заявленный текущий вес самолета. — И.М.),
21.22.04. Галифакс: «Суисс эйр сто одиннадцать», понял, выполняйте левый разворот курсом на двести градусов. Я сообщу, когда можно будет сливать топливо. Это примерно в десяти милях от острова. Сейчас вы находитесь в двадцати пяти милях от аэропорта.
21.22.20. Макдоннел?Дуглас: Вас понял, левый разворот, мы снизились до 10000 футов (3000 м) для слива топлива.
21.22.29. Галифакс: Так, сохраняйте 10000 (3000 м). Я сообщу, когда вы будете над водой — совсем скоро.
21.22.34. Макдоннел?Дуглас: Вас понял.
21.24.28. Макдоннел?Дуглас: «Суисс эйр сто одиннадцать». Мы переходим на пилотирование вручную. Вы разрешили высоту десять и девять тысяч футов? (Характерный звук отключения автопилота.)
21.24.45. Макдоннел?Дуглас: «Суисс эйр сто одиннадцать» сообщает, что положение критическое.
21.24.56. Макдоннел?Дуглас: «Одиннадцатый» тяжелый, мы начали сливать топливо, нам нужна срочная посадка.
21.25.00. Галифакс: «Суисс эйр сто одиннадцать», начинайте через пару миль, если можно.
21.25.19. Галифакс: «Суисс эйр сто одиннадцать», вы можете начинать сливать топливо. Сохраняйте заданный курс и сообщите мне, когда закончите слив…
21.25.43. Галифакс: «Суисс эйр сто одиннадцать», подтвердите, что получили разрешение на слив топлива.
Но экипаж «Суисс эйр сто одиннадцать» больше на связь не выходил. Через 6 минут «борт», снизившись до 8000 футов (2400 м), исчез с экранов радаров в 30 милях от международного аэропорта Галифакс. Готовясь к посадке, экипаж слил над бухтой Сент?Маргерит 208 т авиатоплива. Люди на земле рассказывали, что слышали рев низколетящего самолета, видели яркую вспышку в небе, за которой последовал глухой взрыв. Одна канадка утверждала, что заметила шар голубого пламени прямо перед левой плоскостью самолета. В 21.30 (00.30 по GMT) Макдоннел?Дуглас MD?11» упал в залив Пегги Коув (Атлантический океан) в 20 милях к юго?западу от Галифакса. Экипажу не хватило всего 7—10 минут, чтобы дотянуть до посадочной полосы.
В аэропортах Женевы и Цюриха было объявлено о задержке рейса № 111. Трудно представить себе состояние родственников и друзей пассажиров, когда им через несколько часов сообщили, что самолет разбился.
Компания «Суисс эйр» считалась одной из самых безопасных в мире. Накануне катастрофы появилась новая реклама авиарейса: крупно фото — черный молитвенник с крестом, лежащий на крышке гроба; подпись гласила: «Подходящее чтение в дорогу. Для тех, кто летает на других, более дешевых авиалиниях». Компания «Суисс эйр» могла позволить себе подобный черный юмор. До этого у швейцарцев произошла только одна крупная катастрофа: 7 октября 1979 года при посадке в аэропорту Афин загорелся самолет DC?8, в результате погибли 14 человек.
Катастрофа MD?11 вызвала бурную реакцию предсказателей, колдунов и звездочетов. «Марс находился в жесткой коллизии с Ураном, а потому самолет обречен», — считали астрологи. «Великий Нострадамус предупреждал о падении ста одиннадцати ангелов в море», — прорицатели. «Аэробус погиб в районе традиционной сезонной активности НЛО», — говорили уфологи.
В чем причины катастрофы MD?11? Его техническое состояние не вызывало нареканий. Погибший лайнер находился в эксплуатации с августа 1991 года. Всего у «Суисс эйр» было 16 самолетов этого типа.
Представители Белого дома и ФБР заявили, что в случае с «Суисс Эйр» вряд ли имеет место факт саботажа. «Предварительное расследование показало, что преступного намерения не было», — сказал пресс?секретарь ФБР Джим Марголин.
Многие родственники погибших поспешили обвинить командира экипажа Урса Циммермана в том, что он слишком долго маневрировал, прежде чем приступить к снижению. И даже эксперты говорили, что лайнер дотянул бы до аэропорта Галифакса, если бы пилоты вовремя оценили всю серьезность возникшей на борту ситуации. Готовясь к посадке, экипаж сливал топливо, для чего пришлось сделать круг над океаном. Хотя подобная операция перед экстренной посадкой является нормативным требованием, при этом также были потеряны драгоценные минуты.
Газеты писали, что командир, 50?летний капитан Циммерман, оказавшись в аварийной ситуации, растерялся и забыл, что поблизости, всего в 50 милях, находится аэропорт Галифакса, и развернул лайнер в направлении Бостона, до которого более 200 миль. Трудно объяснить столь внезапный приступ несообразительности у опытнейшего пилота с 20?летним стажем. Получив указание следовать в Галифакс, Циммерман был вынужден снова маневрировать, чтобы лечь на прежний курс. В ответ на эти обвинения Рой Бирс, канадский эксперт по безопасности в авиации, заявил, что пилоты приняли первоначальное решение идти на посадку в Международный аэропорт имени Логана в Бостоне, посчитав, что аэропорт в Галифаксе закрыт.
Неприятный запах перегоревшей электропроводки ощутили в кабине за 16 минут до гибели самолета. За это время второй пилот и стюардессы несколько раз прошли по салонам, пытаясь обнаружить источник запаха, — тщетно.
Любопытно, что среди пассажиров «Макдоннел?Дугласа» находилась госпожа Мэрилин Джунод, известный в США эксперт по запахам из корпорации «Интерн флэйворс эндфраграсиз». Благодаря обостренному за пятнадцать лет дегустаторской практики обонянию эта дама заслужила славу «одного из лучших носов в Нью?Йорке». «Запах дыма? Она почуяла бы его за милю!» — заявил журналистам ее коллега Билл Долгой. Возможно, в голливудском кино тонкое обоняние миссис Джунод помогло бы спасти 229 жизней. В реальности этого не произошло.
Пассажиры рейса SR?111 вели себя на удивление спокойно. В хвостовом салоне экономического класса многие продолжали доедать свой ужин; на телеэкранах демонстрировался фильм. «Никакой паники нет», — доложила Циммерману старшая стюардесса (эта фраза хорошо различима в записи бортового магнитофона, обнаруженного на дне залива вместе с «черными ящиками»). «Пассажиры остаются на своих местах?» — усомнился командир. «Да», — подтвердила стюардесса.
За шесть минут до катастрофы на MD?11 вышло из строя электрооборудование. Многие пассажиры успели надеть спасательные жилеты, но это их не спасло: самолет упал в Атлантический океан.
На борту «Макдоннел?Дугласа» находилось несколько знаменитостей.
Профессор Гарварда Джонатан Манн в 1980 году первым предупредил мир о глобальной угрозе эпидемии СПИДа. Он провел несколько лет в Африке, изучая загадочную болезнь, и призывал всех медиков планеты к крестовому походу против смертоносного вируса. В 1986 году он возглавил программу борьбы со СПИДом Всемирной организации здравоохранения. Тогда же профессор начал искать вакцину. В Швейцарию летела и его супруга Мари?Лу Клеменс, много сделавшая для открытия вакцины, которая обуздала эпидемию гепатита.
В Женеве Манну предстояло выступить с докладом на конференции ООН по проблемам СПИДа. Даже на борту самолета ученый продолжал работать, положив портативный компьютер на колени. Джонатану Манну и Мари?Лу Клеменс не суждено было долететь до Женевы. Останки профессора нашли только к утру следующего дня.
В салоне первого класса сидел 43?летний принц Бандар бин Сауд бин Саад бин Абдул Рахман, внучатый племянник короля Саудовской Аравии. Он считался одним из лучших летчиков королевства, однако так и не предложил свою помощь экипажу «Макдоннела». Лидеры антисаудовской оппозиции объявили принца главным злодеем, на которого обрушилась кара разгневанных небес за совершенные грехи.
Среди погибших оказались ведущий специалист в группе теории ядра в Брукхавене доктор Кивдер?Гейгер и специалист по рентгеновскому излучению доктор Спанне.
Вместе с принцами и учеными летели самые обычные, но не менее замечательные люди. Джей Джэйсен, ветеринар с 40?летним стажем, бесплатно работал в клинике для больных животных. Пожилой доктор Уильямс направлялся на конференцию по проблемам сердечно?сосудистых заболеваний. Тренера по фигурному катанию Лори Моран очень любили ее ученики.
В поисковых операциях участвовали военно?транспортные самолеты ВВС Канады «Геркулес», четыре вертолета, фрегаты «Таун оф Квебек» и «Призервер», а также катера береговой охраны и несколько десятков судов местных рыбаков. Обломки находили на расстоянии семи миль друг от друга.
«Это ужасно, — сказал Крэйг Сэнфорд, оператор китобойного судна, которое одним из первых прибыло к месту крушения. — Мы увидели спасательные жилеты, останки пищи, обшивки, разбросанные части тела. Картина была страшная».
Правительство Канады предупредило слетевшихся со всего мира «охотников за сокровищами»: «В отношении аквалангистов и ныряльщиков, пытающихся вести поиски груза с погибшего лайнера, будут приниматься самые жесткие меры». В грузовом отсеке швейцарского самолета провозилось свыше 50 кг банкнот крупного номинала в специальных несгораемых контейнерах. Валюта предназначалась для отделения «Америкэн бэнк» в Женеве. Кроме того, на борту рейса SR?111 были сейф с бриллиантами и несколько контейнеров с золотыми часами. В списке утраченных драгоценностей значились пять килограммов ювелирных украшений — изделий из золота и платины.
Наконец, появилось сообщение, что на борту разбившегося лайнера находилась картина Пабло Пикассо «Художник». По самым скромным меркам она оценивалась в 1, 5 миллиона долларов. Этот шедевр изобразительного искусства провозился в обычном контейнере, застрахованный на сумму… 20 долларов. «Картина, по?видимому, безвозвратно утрачена», — говорилось в пресс?релизе авиакомпании «Суисс эйр».
Знатоки вспомнили, что «Художник» имел роковую историю. «Ни в коем случае не следовало брать его с собой в самолет!» — заявил нью?йоркский искусствовед Патрик Макгонелл. Ведь по меньшей мере четверо бывших владельцев этого полотна умерли насильственной смертью. Среди них — известный британский коллекционер барон Тотенберг. После гибели очередного владельца портрет в 1995 году продан на аукционе Кристи за 800 тысяч фунтов стерлингов.
Водолазы подняли на поверхность три крупные секции фюзеляжа; длина самой большой 17 м. Сила удара о поверхность воды была такова, что пилотов и пассажиров в передней части фюзеляжа буквально разорвало на части. К утру удалось обнаружить лишь 36 тел.
Трагедия над Атлантикой потрясла и встревожила Соединенные Штаты. Среди погибших больше всех оказалось американцев — 136 человек. К тому же и власти, и население напугала угроза терактов после карательной акции Вашингтона в Судане и Афганистане.
Маршрут Нью?Йорк — Женева весьма популярен среди чиновников ООН и других международных организаций, представительства которых находятся в этих городах. Среди погибших оказались семеро сотрудников ООН.
Постоянные клиенты «Суисс эйр» также женевские банкиры. Президент Швейцарии Флавио Копи на экстренном заседании объявил, что по всей стране приспущены государственные флаги.
Траур по погибшим объявили и в штаб?квартирах Организации Объединенных Наций. На борту разбившегося лайнера находились швейцарцы, американцы, британцы, французы, немцы, иранцы, греки, афганцы, граждане Югославии, Китая и Канады. Приспущены флаги всех государств — членов ООН и голубой флаг Объединенных Наций перед зданием секретариата ООН в Нью?Йорке и Дворца Наций в Женеве.
Вскоре после гибели «Макдоннела» выяснилось, что среди пассажиров по счастливой случайности не оказалось знаменитого швейцарского теннисиста, олимпийского чемпиона Марка Россе. В тот вечер он уже собирался отправиться в аэропорт и даже вызвал такси, но в последний момент вдруг передумал и поехал вместе с приятелем на корт…
О катастрофе Россе узнал спустя несколько часов из выпуска теленовостей. «Я был в шоке, — вспоминает он, — и провел всю ночь перед телевизором. Теперь я верю в судьбу и точно знаю, что надо жить, радуясь каждой минуте».
Во многих репортажах гибель рейса SR?111 сравнивали с другими подобными трагедиями. Некоторые совпадения оказались просто удивительными. Так, например, швейцарский самолет упал в океан не так уж далеко от того места, где в 1912 году затонул печально знаменитый «Титаник». Много параллелей проводилось с катастрофой «Боинга?747» американской авиакомпании «Транс уорлд эйрлайнз» (TWA), случившейся 12 июня 1996 года. Тогда из нью?йоркского аэропорта Кеннеди в 20.18 рейсом № 800 вылетел гигантский аэробус. На борту находились 229 человек. Спустя несколько минут обломки взорвавшейся машины упали в залив. Проходит два года, и опять?таки ровно в 20.18 с бетонки того же аэропорта уходит в небо аэробус SR?111 компании «Суисс эйр». Через час он находит могилу в заливе Пегги Коув. И вновь число жертв составляет 229.
Еще одно поразительное совпадение: среди погибших пассажиров TWA — Боб Миллер, мэр Тенафли в Канаде; на «Суисс эйр» летел новый мэр этого городка — Торкильд Албертсен!
В Галифаксе собрались свыше 600 родственников погибших. Они приняли участие в траурной церемонии погребения. Для остальных братской могилой стали воды Атлантики. Галифакс иногда называют «городом похорон»: начиная с 1912 года, когда на трех городских кладбищах погребены 150 пассажиров «Титаника», здесь обрели вечный покой еще сотни жертв больших и малых крушений в Атлантике.
Но жизнь продолжается. Уже на следующий день после трагедии компания «Суисс эйр» возобновила коммерческие полеты по маршруту Нью?Йорк — Женева — Цюрих. Правда, номер рейса стал другим — 115. Согласно негласной авиационной традиции, вместе с разбившимся самолетом погибает и номер рейса, под которым следовал лайнер.

Гибель Дж. Кеннеди-младшего на «Саратоге»

16 июня 1999 года в 300 км от Нью?Йорка, над водами Атлантики, разбился частный самолет «Пайпер Саратога II»; его пилотировал сын бывшего президента США Джон Кеннеди?младший. Вместе с ним летели его супруга Каролин и ее сестра Лорен Биссет.

Одно из самых ярких детских воспоминаний Джона?Джона (так звали Джона Ф. Кеннеди?младшего родители) — вертолеты, приземляющиеся на лужайке у Белого дома. А вот еще одна история из семейной хроники, упомянутая в книге Ральфа Мартина «Герой нашего времени». Как?то президент Кеннеди подарил своему маленькому сыну игрушечный самолетик. «Подрастешь — подарю настоящий», — пообещал отец. Обещания, увы, он не сдержал: когда Джон?старший погиб в Далласе, Джону?младшему исполнилось всего три года. Его мать, Жаклин Кеннеди?Онассис, как будто предчувствуя будущую беду, всегда была против того, чтобы ее сын летал на самолетах. Увы, при том стиле жизни, который ведет клан Кеннеди, отказ от воздушных путешествий просто невозможен.
Отцовское обещание по поводу «настоящего самолета» Джон?Джон исполнил сам: уже после смерти матери пошел на курсы пилотов?любителей и получил летную лицензию.
За три месяца до катастрофы Джон Ф. Кеннеди?младший купил одномоторный шестиместный самолет «Пайпер Саратога» («Piper Saratoga»).
Летный стаж у него всего 15 месяцев, начинающий пилот еще не умел водить машину «вслепую» — по приборам, предпочитая парить в небесах только в светлое время суток.
За несколько дней до гибели с Джоном?Джоном встретился обходивший свой участок сантехник Пол Блауштейн. Он приветствовал Джона, вышедшего из своего подъезда на костылях (Кеннеди сломал ногу во время катания на водных лыжах). Блауштейн хотел помочь сыну президента сесть в стоящий у дома «понтиак». Джон вежливо отказался от помощи. «Мне просто надо опустить крышу автомобиля», — сказал он. «Будьте осторожнее с самолетами», — предупредил его заботливый сантехник.
16 июня 1999 года, в пятницу вечером, Джон сел за штурвал «Саратоги». В самолете находились также его жена Каролин и ее сестра Лорен Биссет. Они летели из штата Нью?Джерси в фамильное имение на полуострове Кейп?Код, где на следующий день намечалось пышное бракосочетание кузины Кеннеди?младшего Рори с писателем Марком Бэйли.
Казалось, в этот день все было против Джона. Его пилот?инструктор, которого он хотел взять с собой, оказался в отпуске. Затем пришлось отложить вылет из?за того, что Лорен Биссет задержалась на работе. Потом на пути в аэропорт они попали в пятничную транспортную пробку.
«Пайпер Саратога» поднялся в воздух, когда начинало смеркаться. В 22.00 самолет должен совершить промежуточную посадку на острове Мартас?Виньярд (Martha's Vineyard) у побережья штата Массачусетс, чтобы высадить Лорен Биссет, и лететь дальше — к месту предстоящей свадьбы.
В 21.40 пилотируемый Кеннеди самолет неожиданно опустился с высоты 540 м до 21 м. На такой низкой высоте радары не контролировали его полет. Спуск произошел очень быстро — за 29 секунд. Возможно, это было начало катастрофы; и затем самолет исчез. Служба береговой охраны США развернула масштабные поиски.
Шок, который испытали американцы при известии об исчезновении самолета Кеннеди, можно сравнить лишь с всеобщей скорбью, охватившей страну после гибели принцессы Дианы. Тридцативосьмилетний Джон Кеннеди?младший считался «наследным принцем» могущественного клана Кеннеди. Уверенный в себе, энергичный и в то же время обаятельный и скромный — он всегда был настоящим любимцем Америки. Политика Кеннеди?младшего до поры до времени не интересовала, хотя с его бешеной популярностью ему ничего не стоило пройти в конгресс и даже замахнуться на президентский пост. «Я не люблю политику, — признался он как?то близкому другу. — Мне больше по душе быть публицистом и издателем».
В сентябре 1995 года Джон Ф. Кеннеди?младший объявляет о создании собственного журнала. Вместе с Майклом Берманом и издательской группой «Hachette Filipacchi Medias» он начинает выпуск нового журнала, который получил название «Джордж» — в честь первого президента США Джорджа Вашингтона. Они хотели создать независимое от политических склок популярное издание, ориентированное на то, чтобы привлечь к политике внимание разочаровавшихся в ней слоев населения. Возраст предполагаемых читателей — 18—40 лет, уровень доходов средний.
По рассказам друзей, идея начать собственную, не зависящую ни от кого карьеру пришла к Джону еще в 1993 году и окончательно окрепла в день смерти матери. «На следующий день после похорон Джон в 8.30 в своем офисе. Он сделал то, что обязательно сделала бы в такой ситуации Джеки, — принялся за работу», — вспоминает друг семьи.
Впоследствии концепция журнала приобрела более развлекательный характер. На этом настоял издатель — Даниель Филипакки; он заявил: «Мы решили, что журнал должен быть похожим на самого Джона — таким же оригинальным, легким и с чувством юмора: ничего напыщенного и важного». И действительно, таким и был шеф?редактор «Джорджа» Кеннеди?младший. В редакцию он обычно приезжал на роликовых коньках или на спортивном велосипеде, а с персоналом знакомился просто: «Привет, меня зовут Джон».
Увы, проект журнала не оправдал себя в полной мере. Злопыхатели начали говорить о грядущей смерти «Джорджа» еще в 1998 году. Статистика фиксирует финансовые трудности журнала и спад читательского интереса.
Кеннеди?младший был достойным продолжением Кеннеди?старшего. Утверждают, что по красавчику Кеннеди сохли тысячи женщин во многих странах. Однажды еженедельник «Пипл» присвоил ему неофициальный титул «самого сексуального мужчины». Папарацци пристально следили за тем, как Кеннеди?младший ходит на свидания с Мадонной и Дерил Ханной. К двум официально зарегистрированным увлечениям бульварные издания щедро прибавляли еще несколько десятков имен, в основном киноактрис — начиная с Шарон Стоун и кончая старлетками, остро нуждающимися хоть в какой?то рекламе.
С Каролин Биссет Джон Кеннеди?младший познакомился в 1994 году: ему 33 года, ей 26 лет. Каролин, падчерица богатого нью?йоркского врача, уже успела к тому времени сделать карьеру топ?модели. Обладая ослепительной внешностью (рост 180 см, вес 55 кг, светлые волосы, синие глаза и неотразимая улыбка), Каролин привлекала внимание кутюрье и дошла до должности топ?модели у Келвина Кляйна. Затем она сошла с подиума; стала работать в пресс?службе кутюрье и писать для журналов обзоры моды. Роман сложился непросто. Джон относился к женитьбе чересчур серьезно, считая этот шаг одним из самых главных в жизни. Каролин обладала не самым легким характером. Однажды она призналась одной из подруг: «Джон без ума от голливудских актрис, но я ему сказала: „Хочешь быть со мной — держись подальше от этой публики! Я тебе не какая?нибудь звездочка, которую можно купить, как пакетик воздушной кукурузы!“«
21 сентября 1996 года они поженились. Каролин оставила себе девичью фамилию, присоединив к ней фамилию мужа.
Авиакатастрофа над Атлантикой 16 июня, стоившая жизни Джону Кеннеди?младшему и его жене Каролин, казалось, оборвала большую и красивую любовь. Но правда оказалась куда прозаичнее.
Друзья Джона рассказали, что супруги не спали в одной постели около 18 месяцев и были на грани окончательного разрыва. Накануне полета Джон сказал жене, чтобы она собирала вещи и уходила.
Каролин раздавила слава семьи Кеннеди. Войдя в нее, бывшая модель и менеджер фирмы «Келвин Кляйн» оказалась объектом домогательства папарацци. А они спрашивали: не волнует ли жену закрепившаяся за Джоном репутация сердцееда?
Оставив работу, Каролин почти не выходила из дома. А Джон любил после рабочего дня в редакции своего журнала «Джордж» до полуночи пообщаться за кружкой пива с друзьями.
Все это подхлестнуло ревность Каролин. Джон так и не узнал, что супруга тайно наняла частных детективов. Но они ничего не нашли: по уверениям друзей, Джон искренне любил жену и сторонился других женщин.
Паранойю Каролин усугубили таблетки от депрессии и пристрастие к кокаину, приобретенное в мире мод. Кроме того, Каролин разругалась со старшей сестрой Джона. Хотя Кеннеди?младший очень любил сестру, он вынужден был принять сторону супруги.
Увлеченный изданием журнала, Джон начал подумывать о политической карьере и собирался баллотироваться в сенат от штата Нью?Йорк в 2000 году. Каролин не одобряла этих планов. Ее идеал — многодетный муж?домосед. При этом она из общей спальни перебралась в отдельную комнату. «Но люди не размножаются почкованием!» — сказал ей однажды в сердцах Джон. Он все?таки надеялся сохранить их двухлетний брак и уговорил жену посетить вместе с ним несколько консультаций психоаналитика. За четыре дня до рокового полета Каролин устроила скандал в кабинете доктора, после того как тот обвинил ее в неискренности. Она выбежала из комнаты, хлопнув дверью.
Кеннеди?младший собирался сделать публичное заявление о разводе, когда к нему пришла сестра жены Лорен. Она убедила Джона, что Каролин на самом деле не желает развода, и вызвалась сопровождать чету на бракосочетание кузины Кеннеди?младшего.
Прямо из аэропорта, перед самым вылетом маленького самолета Каролин позвонила тетке и пожаловалась на семейные неурядицы. Затем разрешение сразу всех их земных проблем взяла в свои руки судьба.
Билл Клинтон, проводивший уик?энд на президентской даче в Кэмп?Дэвиде, был разбужен около 7 часов утра в субботу звонком главы аппарата Белого дома Джона Подесты. Узнав об исчезновении самолета Джона Кеннеди?младшего, президент США тут же связался с Пентагоном, министерствами транспорта и авиации и приказал им бросить все силы на поиск. Потом он позвонил сенатору Эдварду Кеннеди, дуайену самой знаменитой семьи Америки: «Тед, я не верю, что вы понесли еще одну утрату. Я молюсь и надеюсь. На поиски его самолета брошены все силы. Если они еще живы — их спасут».
В поисково?спасательной операции приняли участие два десятка самолетов и вертолетов береговой охраны, обследовавшие участок Атлантического побережья площадью 9000 кв. миль, а также сотни местных жителей, — один из них и нашел сумку с одеждой Лорен Биссет. Вскоре обнаружили колесо от «Саратоги», часть кресла пилота и спортивный рюкзак Джона. Однако не удалось найти самого пилота и пассажиров.
Все выходные службы береговой охраны США ежечасно информировали Клинтона о своих находках. Начинали подтверждаться худшие опасения.
В воскресенье утром Клинтон молился за спасение пропавших без вести, держа за руки жену и дочку Челси. Потом президент принимал в Белом доме премьер?министра Израиля Барака. Торжественный обед на этот раз получился траурным. «Это хороший день, чтобы подтвердить нашу вечную дружбу с Израилем, — произнес президент США. — И горький день для американцев. Мы вспомнили вдруг, что все мы — смертны».
В воскресенье вечером руководитель спасательно?поисковой операции контр?адмирал Ричард Ларраби доложил президенту: надежды на то, что Кеннеди и его спутницы живы, больше нет: «Даже если они держались на плаву, при температуре воды около 15 градусов им так долго не выжить». Мистика, но авиакатастрофа произошла совсем неподалеку от бывшего имения Жаклин Кеннеди на острове Мартас?Виньярд.
Спустя час Ричард Ларраби провел пресс?конференцию в Бостоне, выразив соболезнование родственникам пропавших без вести и объявив, что поисковые и спасательные работы отныне будут только поисковыми. В переводе с официального языка это означает, что Америка считает экипаж самолета, за штурвалом которого сидел Джон Кеннеди?младший, погибшим.
Сын 35?го президента США Джон Кеннеди?младший стал седьмым представителем знаменитого клана, погибшим при трагических обстоятельствах за последние 55 лет.
Говорят, что проклятие «до десятого колена» наложено на этот род еще при жизни дедушки Джона — Джо Кеннеди?старшего: слишком рьяно он устраивал будущее своих детей и кому?то, видимо, перебежал дорогу.
Первой жертвой «проклятия Кеннеди» стал его старший сын Джозеф, не вернувшийся с боевого вылета в 1944 году. Он добровольно вызвался выполнить опасное задание. Бомбардировщик, начиненный взрывчаткой, должен был спикировать на склад немецких реактивных снарядов «Фау?1». Самолет Кеннеди взорвался раньше — над Ла?Маншем, через 28 минут после взлета. Его сестра, любимая дочь Джо?старшего Кэтлин, также погибла в авиакатастрофе во Франции. Вместе с любовником они уговорили пилота вылететь в штормовую погоду — в результате все погибли.
Попадал в авиакатастрофу и Джон Кеннеди, отец. Получив тяжелые переломы, он сумел выжить; судьба уготовила ему другую смерть — от пули в Далласе в ноябре 1963 года. Спустя 5 лет был убит сенатор Роберт Кеннеди.
Злой рок продолжал преследовать и следующее поколение клана. Из одиннадцати детей Роберта Кеннеди уже погибли двое. Его сын Дэвид умер от передозировки наркотиков в 1984 году. Другой сын, Майкл, погиб накануне 1998 года: вместе с друзьями он играл в «сноубол» — несколько человек мчатся на лыжах со склона с огромной скоростью и кидают друг другу мяч. Майкл во время игры врезался в дерево, сломал себе шею и умер, так и не приходя в сознание.
После катастрофы из всей семьи бывшего президента Джона Кеннеди осталась лишь его 37?летняя дочь Каролин Кеннеди?Шлоссберг.
Сразу после катастрофы пронесся слух: представители клана Кеннеди решили, что никогда родившийся в их семье мальчик не получит имя Джон Фитцджеральд — слишком уж трагической оказалась судьба двух его представителей.

Катастрофа «Боинга-767» над Атлантикой

31 октября 1999 года «Боинг?767?366» египетской авиакомпании, летевший из Нью?Йорка в Каир, рухнул в Атлантический океан. Погибли 202 пассажира и 15 членов экипажа.

31 октября 1999 года у побережья штата Массачусетс, в 100 км от островка Нантакет, потерпел катастрофу лайнер «Боинг?767?366» авиакомпании «Иджипт эйр». Из 202 пассажиров, среди которых граждане Египта, США, Судана, Сирии, Чили, Канады и 15 членов экипажа, спастись не удалось никому. На борту «Боинга» находились около тридцати египетских военнослужащих, в том числе высокие военные чины: они возвращались на родину после обучения в США.
Катастрофа произошла через полчаса после начала рейса MS990 из Нью?Йорка в Каир: самолет, поднявшийся в небо 01.19 по EST (восточное поясное время), исчез из поля зрения радаров в 1.52. Никаких сигналов тревоги или бедствия с борта не поступало, хотя диспетчеры заметили, что в 1.50, спустя три минуты после очередного выхода на связь, лайнер резко пошел вниз.
Роковое падение с высоты 9900 м в океан заняло не более двух минут. При этом, исходя из показаний бортовых приборов, все электросистемы, по крайней мере в носовой части самолета, работали исправно.
В 2.15 береговая охрана США получила сообщение о пропавшем самолете; тут же была развернута поисково?спасательная операция. Египет направил в помощь своих специалистов. Район крушения был определен довольно быстро (площадь — 54—60 кв. км, глубина — от 80 до 100 м) —100 км юго?восточнее Нантакета. В первый же день обнаружены пояса и жилеты, подушки от пассажирских кресел, мелкие личные вещи; поднято на поверхность лишь одно тело.
На утренней пресс?конференции в понедельник 22 октября представители Национального бюро по безопасности на транспорте заявили, что установление причин внезапной катастрофы — процесс, занимающий несколько месяцев, и пока можно говорить только о версиях. На всем найденном нет специфических признаков, которые оставляет после себя любой взрыв, поэтому пока нет оснований считать, что катастрофа — результат теракта.
На экранах радаров последние мгновения рейса № 990 выглядели так. Спустя чуть более получаса после вылета из нью?йоркского аэропорта имени Джона Кеннеди курсом на Каир самолет, успевший набрать высоту 9900 м, неожиданно резко устремился вниз. За какие?то полминуты лайнер «провалился» почти на 7 км, скорость падения подошла к отметке 1000 км/ч.
По утверждению экспертов, находившиеся на борту люди до падения успели испытать настоящее чувство невесомости. Тех, кто не пристегнулся креслу, размазало по потолку. Однако примерно за 2, 5 км до поверхности океана лайнер замедлил свое падение и даже пошел вверх, но ненадолго. Словно взлетев на гребень гигантской горки, «Боинг» снова, теперь уже бесповоротно, рухнул в воды океана.
Анализ показаний трех различных радаров позволил специалистам, расследующим обстоятельства крушения самолета, сделать однозначный вывод: до самого соприкосновения с поверхностью океана «Боинг?767» оставался неповрежденным. Лайнер врезался в воду на скорости более 1000 км/час, поэтому так велика оказалась сила удара, разнесшая огромный лайнер и пассажиров на мелкие куски.
Причины катастрофы долгое время оставались загадкой. «Самолет не может просто так нырнуть в море с огромной высоты, не подавая никаких сигналов, если с экипажем все в порядке», — заметил один из сотрудников Федерального управления авиации (FAA) США.
С самого начала следствие отрабатывало несколько версий катастрофы: техническая неисправность, внезапная разгерметизация, взрыв бомбы, нападение на экипаж. Руководитель Национального бюро по безопасности на транспорте Джеймс Холл заявил, что не обнаружено никаких следов механических неисправностей лайнера, которые могли бы вызвать подобную катастрофу. Погодные условия тоже были удовлетворительные.
Погибший самолет «Boeing?767?366ER» был построен в 1989 году. Рассматривая версию технической неполадки, эксперты вспомнили упавший восемь лет назад в Таиланде «Боинг», у которого неожиданно включилась система реверсивного торможения двигателей. Проведенные после того случая исследования показали, что сильнейшие вихревые потоки, возникающие при включении этой системы в воздухе, способны в секунды разрушить у самолета крылья. Не исключалось, что та же участь постигла и египетский лайнер.
ФБР продолжала проверять вероятность теракта. Представитель этого ведомства вскоре после катастрофы «Боинга» заявил, что «пока не располагает никакими сведениями или указаниями на преступную деятельность». Позже стало известно, что до 30 октября в аэропортах Лос?Анджелеса и Нью?Йорка действовал особый режим безопасности, связанный с поступившим в августе анонимным звонком о намерении некой организации осуществить теракт на борту самолета в одном из этих аэропортов.
Наконец появился сенсационный слух: виновник катастрофы, возможно, один из членов экипажа «Боинга», который якобы незадолго до трагического рейса застраховал свою жизнь на колоссальную сумму — несколько миллионов долларов.
Как ранее сообщили агентству АП просившие не называть их имен три представителя правительственных ведомств, близкие к расследованию, изучение обломков разбившегося самолета не выявило никаких признаков механических неполадок, которые могли бы привести к катастрофе.
По словам одного из них, перед падением машина вела себя абсолютно так, как и должна. А по словам двух других представителей, рабочей гипотезой остается предположение, что вскоре после вылета самолет был направлен в пике.
Прежде чем причина гибели египетского авиалайнера «Боинг?767» будет установлена, необходимо завершить несколько дополнительных исследований, заявил Джеймс Холл. Тем самым он поставил под сомнение сообщение агентства АП, согласно которому эксперты все больше убеждаются, что катастрофа самолета была вызвана преднамеренно.
Со своей стороны Холл заявил, что Национальное бюро по безопасности на транспорте вместе с представителями министерства транспорта, коммуникаций и гражданской авиации Египта договорились продолжить расследование катастрофы, включая изучение записей переговоров в кабине пилотов и показаний различных приборов. Занимающиеся расследованием специалисты должны проанализировать работу механизма руля высоты, элементов гидравлической системы и пилонов двигателя. Они также планируют провести моделирование последнего полета разбившегося самолета в позволяющем это сделать исследовательском центре компании «Боинг» в Сиэтле.
Тайну катастрофы помогают разгадать «черные ящики». Местонахождение одного из них, подающего сигналы из?под воды, определили достаточно точно. Но добраться до него долгое время мешали сильный ветер и высокие волны.
Изучение записи «черных ящиков» повергло экспертов в шок: самолет и всех, кто находился в нем, судя по всему, сознательно погубил второй пилот Гамиль эль?Батути, решивший свести счеты с жизнью.
…Это оказался один из последних полетов 59?летнего ветерана египетской авиакомпании; в марте он должен был выйти в отставку. В течение двенадцати лет эль?Батути занимался воздушными перевозками, причем в последние годы летал на престижном рейсе Каир — Нью?Йорк — Лос?Анджелес. По словам его сослуживцев, Гамиль очень переживал, что так и не получил должности командира экипажа. Правда, все относились с уважением к бывшему летчику?инструктору египетских ВВС, служившему некогда вместе с президентом страны Хосни Мубараком, и прислушивались к советам опытного коллеги.
Расшифровка пленки с записью разговоров экипажа показала, что почти сразу после взлета эль?Батути фактически принудил своего молодого напарника, 36?летнего Абделя Анвара, уступить ему место за штурвалом, хотя по плану ему предстояло вести самолет лишь через несколько часов. Командир «Боинга» не возражал, а спустя некоторое время и вовсе отлучился из кабины, оставив Гамиля одного. И вот тут?то стало происходить нечто непонятное.
Микрофоны зафиксировали, как эль?Батути произнес по?арабски традиционную мусульманскую молитву: «Отдаю себя на милость Аллаха» («Аллах акбар»). Он повторил ее 13 (!) раз. Некоторые эксперты?лингвисты, изучавшие запись, утверждают, что за шумом двигателей можно разобрать и другие два слова, сказанные пилотом: «Я решился». В любом случае через мгновение после молитвы автопилот самолета был уже отключен, а спустя секунду лайнер понесся вниз. На приборной панели сработала звуковая сигнализация потери высоты и превышения предельной скорости. Ворвавшийся в кабину командир бросился спасать пикирующую машину. «Помогай мне! Тяни на себя!» — воспроизвела его отчаянный призыв к эль?Батути пленка из «черного ящика». Командир отключил двигатели, чтобы замедлить скорость падения. Примерно за километр от поверхности воды самолет выровнялся и начал снова набирать высоту, но мощности турбин не хватило, и «Боинг» рухнул в Атлантику.
Значит, все же самоубийство? Но звуков борьбы или перебранки между эль?Батути и командиром на пленке не слышно. И самое главное, какие мотивы могли заставить второго пилота покончить с собой, да еще столь страшным способом?
В Египет отправилась специальная бригада следователей, которой предстояло тщательнейшим образом изучить биографии членов экипажа, и в первую очередь эль?Батути.
Выяснилось, что эль?Батути получал весьма приличное жалованье — 6000 долларов в месяц. К пенсии он сумел скопить состояние — три загородных дома, шикарный автомобиль, солидный счет в банке, позволявший без особого напряжения содержать жену и пятерых детей. Правда, беда случилась с младшей дочерью Гамиля — девятилетней Айей. С детства ее мучил непонятный тяжелый недуг. Египетские врачи вынесли вердикт — рак кожи — и провели болезненное лечение химиотерапией.
Отец решил продолжить ее лечение в США. Оказалось, что у Айи редкое заболевание иммунной системы. На новые лекарства и врачебную помощь потребовались немалые деньги, однако эль?Батути имел необходимую сумму и не замедлил заплатить за лечение. Так что версия о финансовом крахе главы семьи не подтвердилась.
Не походил эль?Батути и на экстремиста — правоверный мусульманин, но не фанатик. Да и молитва, произнесенная им за мгновение до катастрофы, — традиционное изречение, сродни нашему «Господи, помилуй». Родственники пилота категорически отвергали версию, что он покончил с собой, тем более таким образом.
Видимо, таинственные обстоятельства гибели египетского «Боинга» заставят впредь оборудовать кабины самолетов видеокамерами. Специалисты полагают, что только «живая картинка» происходящего способна со стопроцентной точностью поведать о причинах катастрофы воздушного судна.
Египетские власти негативно отреагировали на поспешность, с которой в США попытались представить Гамиля эль?Батути виновником трагедии. В Каире говорили, что американцы пытаются вывести из?под удара корпорацию «Боинг» (в случае если к катастрофе все же привела техническая неисправность). Правда, у египтян имелись свои резоны не признавать вину за происшедшее. Семья одного из 217 погибших в катастрофе сразу вчинила «Иджипт эйр» иск на 50 миллионов долларов. Последуй этому примеру родственники других пассажиров — колоссальных убытков «Иджипт эйр» не избежать…
Каир и Вашингтон долго вели секретные консультации: египтяне пытались сохранить в тайне обстоятельства катастрофы, не желая оказаться и «черном списке» туристических агентств. Администрация Билла Клинтона решила пойти навстречу Каиру, однако репортеры раскопали все детали происшедшего. Так что мир узнал о трагедии над Атлантикой, причем во всех подробностях.
Случай с египетским «Боингом» отнюдь не единственный, когда пилоты сознательно вели свой самолет к гибели. Особенно часто это случалось в годы Второй мировой войны, но то были боевые машины.
Что касается гражданской авиации, то наиболее известны два подобных инцидента.
В августе 1994 года разбился марокканский самолет, летевший в Касабланку. Расследование показало, что пилот совершил преднамеренную катастрофу в целях самоубийства. В 1997 году «Боинг» сингапурской компании стал жертвой своего пилота, решившего подобным образом избавиться от необходимости платить карточные долги.
Еще одно любопытное наблюдение. За три предыдущих года в воздушном районе над Атлантикой вблизи восточного побережья США произошли четыре авиакатастрофы. В июле 1996 года вблизи Лонг?Айленда взорвался и рухнул в океан самолет компании TWA, следовавший рейсом Париж — Нью?Йорк. В 1998 году севернее, неподалеку от берегов Новой Шотландии, потерпел крушение лайнер швейцарской компании «Суисс эйр». Летом 1999 года у соседнего с Нантакетом острова Мартас?Виньярд разбился самолет сына президента Кеннеди — Джона?младшего. А потом был рейс № 990.
Некоторые американские ученые считают, что все эти самолеты могли стать жертвами природной аномалии типа Бермудского треугольника, которую прежде не замечали. Также предполагают, что классический «треугольник», последние годы никак себя не проявлявший, по каким?то причинам «переместился» от Бермудских островов на север.

Катастрофа «Конкорда» под Парижем

25 июля 2000 года сверхзвуковой лайнер «Конкорд» компании «Эр Франс» через 3 минуты после взлета из парижского аэропорта Шарль?де?Голль рухнул на землю. Погибли 113 человек.

Начатые в 1955 году в Великобритании и в 1956 году во Франции исследовательские работы по созданию сверхзвукового пассажирского самолета завершились в 1959—1961 годах разработкой проектов BAC?223 (фирма «Бристоль» в 1960 году вошла в состав корпорации BAC) и «Супер?Каравелла» (фирма «Сюд авиасьон» в 1970 году вошла в состав государственного объединения «Аэроспасьяль»). Исходя из финансово?экономических соображений, 26 октября 1962 года было подписано соглашение между правительствами Франции и Великобритании о совместном строительстве самолета «Конкорд» (по французскому проекту, с использованием английских двигателей). На день ранее подписанное соглашение между BAC и «Сюд авиасьон» предусматривало, что обе фирмы будут координировать проектные, исследовательские и конструкторские работы нескольких десятков фирм обеих стран.
Согласованный график работ предусматривал выпуск первых самолетов на линию в 1970 году. Однако со временем стали возникать технические проблемы, которые затягивали время реализации отдельных этапов программы. Строительство двух опытных образцов (001 строился во Франции, а 002 — в Великобритании) началось лишь в феврале 1965 года, а облет первого состоялся 2 марта 1969 года. Самолет был оборудован четырьмя двигателями «Олимпус?593» и развивал скорость 1300 км/час; количество пассажирских мест — от 100 до 144 (первый класс).
В 1972 году имелись предварительные заказы на строительство 74 самолетов, однако запрещение полетов сверхзвуковых пассажирских самолетов над территорией США (позднее такой запрет ввели многие страны, в том числе Япония) привело к аннулированию большинства заказов. В результате построено лишь 5 самолетов для авиакомпании «Бритиш эйрвэйз» и 4 для «Эр Франс».
В 1969 году во время сорок пятого испытательного полета «Конкордом» преодолен звуковой барьер, а в августе 1995 года установлен рекорд скорости облета Земли — 31 час 29 минут 49 секунд. «Всякий, кто когда?либо был связан с „Конкордом“, влюблялся в него, — утверждает первый пилот испытателя „сверхзвуковика“ 71?летний Брайан Трабшоу. — Прекрасный самолет, у него отличные летные качества, и его пилотирование мало чем отличается от управления обычным лайнером».
21 января 1976 года два самолета «Конкорд» одновременно начали выполнять регулярные пассажирские рейсы на трассах Париж — Рио?де?Жанейро и Лондон — Бахрейн. В общей сложности в 1969—1978 годах построено 18 самолетов (2 опытных, 2 предсерийных и 14 серийных). В эксплуатации находились 13 «Конкордов»: 7 в Великобритании и 6 во Франции.
К 2000 году услугами «сверхзвуковиков» воспользовались более трех миллионов человек. Однако с коммерческой точки зрения «Конкорд» себя не оправдал. В начале энергетического кризиса его обвиняли в чрезмерном потреблении горючего, а также в высоком уровне шума. Полет на «Конкорде» оказался дорогим удовольствием, что вынудило компанию «Эр Франс» отменить рейсы в Рио?де?Жанейро, оставив за «сверхзвуковиками» лишь линию Париж — Нью?Йорк и чартерные рейсы.
Но для тех, кто ценит время и не любит длительные перелеты — «Конкорд» незаменим. Полет через океан на «Конкорде» длится чуть более трех часов, в то время как на «Боинге?747» — свыше семи! Большинство пассажиров сверхзвуковых лайнеров (82 процента) — мужчины, средний возраст 48 лет. Чаще других на борту «Конкорда» летают высокопоставленные политические деятели (44 процента всех пассажиров); после них идут промышленники и бизнесмены; затем спортсмены, деятели искусства и другие состоятельные люди.
Кроме того, «Конкорд» отличается пунктуальностью: в 80, 4 процента случаев из всех полетов, совершенных им за 25 лет, задержка рейса не превысила трех минут!
До 2000 года с «Конкордом» не произошло ни одной катастрофы; правда, летные происшествия случались довольно часто. В апреле 1989 года у авиалайнера, принадлежавшего «Бритиш эйруэйз», во время полета над Тасмановым морем на высоте более 14000 м отвалилась часть хвостового оперения; пилоту удалось совершить посадку в аэропорту Сиднея. В мае 1998 года британский «Конкорд» летел по маршруту Лондон — Вашингтон. Во время преодоления звукового барьера над Атлантикой от сильного динамического удара лопнула тяга правого элерона, что привело к ухудшению управляемости самолетом. Командир экипажа принял решение вернуться в аэропорт Хитроу, где благополучно приземлился с 62 пассажирами на борту.
С августа 1998?го по июль 1999 года с «Конкордами» произошло 130 инцидентов — от проблем в гидравлических системах до задымления в салоне. Буквально за день до катастрофы под Парижем британские специалисты обнаружили на крыльях «Конкордов» микротрещины. А уже спустя шесть дней после трагедии один из «сверхзвуковиков» совершил вынужденную посадку в Канаде.
25 июля 2000 года «Конкорду» компании «Эр Франс» предстояло совершить чартерный рейс AF?4590 из Парижа в Нью?Йорк. Фирма «Петер Дайлман» из Германии зафрахтовала его для перевозки в Нью?Йорк туристов, купивших билеты в двухнедельный круиз. Так что большинство пассажиров, 96 из 109, — немцы.
«Конкорд» с бортовым номером F?BTSC в «Эр Франс» называли «Танго Сьерра Чарли» (по латинским буквам). Впервые он поднялся в небо 31 января 1975 года, то есть он самый старый из всех «Конкордов», находившихся в эксплуатации до последнего времени. Но при этом налетал не так много, как другие, — менее 12 тысяч часов.
С мая по август 1975 года «Танго Сьерра Чарли» в рамках подготовки к сертификации совершил несколько демонстрационных полетов, среди прочих — в Венесуэлу, Бразилию и Канаду. В январе 1976 года, после переоборудования салона, «Конкорд» передан компании «Эр Франс» и до декабря обслуживал рейсы между Парижем и Рио. Затем его возвратили производителю — фирме «Аэроспасьяль», она намеревалась использовать самолет для коммерческих турне, которые, впрочем, так и не состоялись.
В 1980 году французское государство, основной акционер и в «Аэроспасьяль», и в «Эр Франс», распорядилось, чтобы одна компания продала другой за символическую сумму «Танго Сьерра Чарли» и два других «Конкорда». В октябре того же года F?BTSC начал обслуживать регулярные рейсы на маршруте Париж — Нью?Йорк, а также использоваться в чартерах. Именно на этом самолете папа римский Иоанн Павел II в мае 1989 года совершил перелет с французского острова Реюньон, в Индийском океане, в Лусаку (Замбия).
Чартерный рейс AF?4590 обслуживался опытным экипажем, — каждый из пилотов налетал не менее 10 тысяч часов. На «Конкорде» они провели от одного до трех лет, а второй пилот был к тому же инструктором на самолетах данного типа.
Лайнер заправили 119 т авиатоплива, однако отправку рейса задержали. Это произошло по двум причинам: во?первых, багаж многих пассажиров доставили с опозданием, во?вторых, пришлось менять одну из деталей на двигателе. Система реверса двигателя № 2 вышла из строя еще 24 июля, когда «Конкорд» возвращался из Нью?Йорка. По словам специалистов, можно было обойтись и без ремонта: правила технической эксплуатации позволяют совершать полет при неисправном реверсе на одном из двигателей. Однако командир настоял на проведении ремонта.
На складе нужной детали не оказалось. В запасе у компании имелось два нелетающих «Конкорда». С одного из них механики «Эр Франс» и сняли агрегат, который управляет системой реверса. Вся операция замены продолжалась около получаса.
Наконец «Конкорд» занял место на исполнительном старте; экипаж получил разрешение на взлет. Диспетчер отдал команду после набора высоты занимать эшелон 10, 5.
В 16.42 по местному времени «Конкорд» начал разбег по ВПП аэропорта Шарль?де?Голль. На скорости 360 км/час второй пилот потянул штурвал на себя — нос самолета медленно пошел вверх. Носовая стойка шасси уже оторвалась от «бетонки», но две главные продолжали подпрыгивать. Один из ударов, особенно сильный, сопровождался резким звуком. Спустя несколько мгновений самолет оторвался от земли.
Диспетчеры, наблюдавшие за взлетом, тут же сообщили на борт о воспламенении в хвосте самолета. Двигатели издавали странный шум — в несколько раз громче обычного.
Второй пилот потянулся к крану выпуска?уборки шасси, когда раздался сигнал пожарной тревоги и на приборной панели замигало табло: «Пожар левого двигателя № 3». Командир быстро перекрыл подачу топлива в двигатель и включил противопожарную систему, в то время как второй пилот попытался убрать шасси аварийным способом — вручную.
«Конкорд» с трудом держался на высоте около 500 м. На приборной панели загорелось табло: «Пожар в левом двигателе № 4». Двигатель тут же отключили, но противопожарная система исчерпала свои возможности. «Конкорд» способен держаться в воздухе и при двух отказавших двигателях, но для взлета требуется максимальная мощность.
Командир решил поднять машину в воздух и дотянуть до аэродрома в Ле?Бурже — всего десяток километров. Пытаясь набрать хоть немного высоты, он изо всех сил тянул штурвал на себя, но тщетно. Лайнер быстро терял скорость, а тяги двух двигателей явно не хватало, чтобы удерживать 180?тонную машину в воздухе. Последние 20 м «Конкорд» падал хвостом вниз.
Самолет, задев сначала высоковольтную линию, затем двухэтажную гостиницу «Отелиссимо», рухнул на окраине Гонеса, примерно в 3 км к юго?западу от аэропорта. Взрыв многих тонн горючего — и место катастрофы накрыли всполохи пламени, густой едкий дым. От ударной волны во многих домах вылетели стекла, а сотрясение почвы зафиксировано даже сейсмологическими станциями Германии. Силой взрыва многотонные двигатели отбросило на 500 м, а хвостовую часть — на 200 м. Более мелкие фрагменты конструкции находили на расстоянии 1200 м от места падения «Конкорда». Все пассажиры и экипаж сразу погибли.
Жандармы оперативно оцепили территорию. Более 400 пожарных, оснащенных самой современной техникой, несколько часов боролись с огнем. Спасатели, разбившись на группы, начали по секторам обследовать район катастрофы. Обнаружить удалось лишь 82 тела из 113?ти; остальные бесследно сгорели.
Когда происходят большие катастрофы, многие невольно думают о Боге и о судьбе.
Хайнриху Верхану из Ганновера шел 91?й год, но, несмотря на преклонный возраст, он часто и много путешествовал. Состоятельный бюргер решил отправиться в поездку по Карибскому морю, заплатив 8 тысяч марок. Пришлось потратиться и на авиабилет. На тот самый рейс AF?4590…
65?летний мультимиллионер Андреас Шраннер два года назад продал фирму и решил пожить в свое удовольствие. Хотел отпраздновать день рождения на борту роскошного лайнера, пригласил всю семью: жену Марию, дочь Андреу, зятя Кристиана Айха и двух внуков — десятилетнего Максимилиана и восьмилетнюю Катарину. Дети особенно радовались путешествию. Кристиан Айх, кстати, тоже довольно известный в Германии человек — менеджер БМВ и директор музея истории этого концерна. Погибли все три поколения семьи.
Удивительна судьба 66?летнего Вольфганга Шниттера из Потсдама. Во времена ГДР просто каменщик, после объединения Германии быстро разбогател: купил дом, дорогое авто, хотел посмотреть мир…
На фоне состоятельных пассажиров особенно трогательна история семейной пары скромных молодых учителей из городка Менхенгладбах?Рейдта. Маргарет и Клаус Френцен, у них трое детей, копили деньги на поездку буквально с первого дня семейной жизни. Клаус к тому же был страстным поклонником «Конкордов», собирал всю информацию об этом самолете и хотел лететь именно на нем…
Но нашлись и счастливчики, кого пощадила судьба. Берлинский киноактер Гюнтер Пфитцман, 76 лет, получил приглашение принять участие в круизе в качестве шоумена. Незадолго до этого он перенес инфаркт и поэтому решил отказаться от заманчивого предложения.
Тридцать три участника круиза, среднего достатка, решили сэкономить именно на полете на «Конкорде». Они отправились в Нью?Йорк другим, более дешевым, рейсом и узнали о трагедии уже на борту теплохода.
Два венгерских туриста умудрились сфотографировать горящий «Конкорд». Снимок, проданный агентству Рейтер, вероятно, за пару тысяч долларов, в тот же день был показан по телевидению, а на следующий — обошел первые полосы газет во всем мире. Между прочим, за продажу эксклюзивных прав какому?нибудь журналу наподобие «Пари?матч» венгры могли бы получить раз в пятьдесят больше.
На миллион франков вправе был рассчитывать японец, вылетавший 25 июля из Парижа в Токио и сфотографировавший горящий «Конкорд» через иллюминатор своего самолета. Его снимки, отличного качества, запоздали. Однако японский турист не остался внакладе, продав фотографии двум британским газетам. «На одном из снимков видно, что огонь струится не из двигателей. Такое впечатление, что пламя вызвано утечкой керосина, который вытекает где?то выше турбин», — сделали вывод эксперты.
Двое водителей?испанцев успели запечатлеть полет горящего «Конкорда» на видеопленку и выгодно продали ее телевидению.
Сообщения о катастрофе моментально появились в эфире и привели в состояние шока не только Францию, но и всю Европу. На Парижской, Нью?Йоркской и Токийской биржах упал курс акций авиакомпаний «Эр Франс» и «Бритиш эйрвэйз».
Первая реакция в Англии на катастрофу «Конкорда» — потрясение, неверие в случившееся и даже некое уязвленное чувство национального достоинства. «Самый надежный в мире», «идеал технического совершенства», «символ победы европейской конструкторской мысли над гегемонией американских „Боингов“, — гласили в свое время комментарии. Кстати, в день трагедии под Парижем из?за технических неполадок был отменен полет „Конкорда“ из Лондона в Нью?Йорк. Пассажиров пересадили на „Боинг“.
Англичане в большинстве своем считают, что свою роль в катастрофе сыграл целый ряд факторов — от технических до человеческих. Эксперты напоминали, что за секунды до падения лайнер будто застыл в воздухе. Такое может случиться, если контроль над машиной полностью потерян, а экипаж бездействует.
«Черные ящики» уцелели в пожаре; расшифровка записей добавила пищи для размышлений.
Рассматривая возможные причины катастрофы, специалисты сразу отвергли версию о теракте как «не имеющую ни малейших оснований» и выдвинули на первый план «технические проблемы», точнее говоря, неполадки в одном из двигателей.
Серьезные подозрения вызывало качество срочного ремонта системы реверсной тяги. Сразу после катастрофы жандармы изъяли все журналы ремонтных работ. Обломки самолета доставили на военно?воздушную базу Дюни.
В печати появились сообщения, что виной всему — небрежность техников, заменявших деталь на втором двигателе «Конкорда». Эти предположения отчасти подтверждались заключением экспертов о наличии в двигателе «инородного тела» (им вполне могла стать забытая отвертка). В ответ Национальный профсоюз техников гражданской авиации выступил с заявлением, в котором осудил «кампанию, направленную на то, чтобы поставить под сомнение работу механиков, осуществлявших ремонт авиалайнера».
Тем временем все полеты «Конкордов» запрещены. Двенадцать самолетов стояли в Париже и Лондоне, а еще один оказался в Нью?Йорке. Началось тщательное обследование их технического состояния. Но кроме микротрещин, обязательных для любой металлоконструкции, ничего подозрительного обнаружить не удалось. Четыре турбореактивных двигателя «Олимпус?593» оказались исправными, с запасом ресурса. В расследовании принимали участие специалисты Международной организации воздушных перевозчиков и американское федеральное управление авиации (FAA), но и они не обнаружили технических дефектов, и запрет на полеты «Конкордов» сняли. Первую после почти двухмесячного перерыва посадку «сверхзвуковика» приветствовали около сотни представителей кампании.
Что послужило причиной гибели «сверхзвуковика»? По главной версии, при взлете лопнули шины и было повреждено шасси. Обломками металла пробило топливные баки, и пламя охватило двигатели. Устройство шасси у «Конкорда» имеет свои особенности. Во?первых, ввиду значительной длины фюзеляжа и относительно больших углов атаки во время взлета и посадки (около 18 градусов) лайнер снабжен высоким шасси, — в результате ось самолета находится на высоте 5, 4 м над поверхностью земли. Шасси трехстоечное, со спаренными передними колесами и четырехколесными тележками на главных стойках. Давление в пневматиках колес передней стойки составляет 1, 23 МПа, а главных — 1, 26 МПа. «Конкорд» снабжен тремя независимыми гидравлическими системами — двумя основными и одной аварийной.
Правительственная комиссия по расследованию причин катастрофы назвала виновником гибели «Конкорда» покрышку основного шасси самолета, развалившуюся во время разбега перед самым отрывом от земли. Именно этот хлопок и был услышан экипажем; его зарегистрировали и самописцы самолета. Кусок резины, армированный стальным кордом, пробил обшивку самолета и балансировочный топливный бак — горючее хлынуло на раскаленный, работающий на взлетном режиме двигатель. Какое?то время автоматическая противопожарная система справлялась с огнем, но пробоина была так велика, а поток горючего так силен, что вспыхнул и второй двигатель.
Представители «Бритиш эйрвэйз» сделали замечание, что резину надо менять через каждые 35 полетов; французы же умудрялись не менять ее 300 полетов подряд.
Действия экипажа признаны правильными, даже героическими. По мнению экспертов, взрыв самолета был неизбежен, а пассажиры обречены.
Но точку в этой истории ставить рано. «Эр Франс», которой принадлежал «Конкорд», подала в суд на американскую авиакомпанию «Континентал эйрлайнз». Комиссия пришла к выводу, что возможная причина трагедии — отвалившаяся деталь американского аэробуса «Дуглас DC?10», который взлетел с той же полосы перед «Конкордом». Специалисты установили: острый кусок металла, обнаруженный при тщательном осмотре ВПП, пробил шину французского самолета, что привело к ее взрыву и пожару двигателей. Согласно международному своду законов, авиаперевозчик несет ответственность за ущерб, причиненный предметами, упавшими с его воздушного судна. Этот закон позволил «Эр Франс» предъявить иск американской авиакомпании на возмещение ущерба от падения «Конкорда». С аналогичными исками в суд обратились адвокаты, представляющие интересы родственников погибших при катастрофе.
Американцы признали, что на их самолете отсутствовала деталь, найденная на взлетной полосе французского аэродрома Шарль?де?Голль.
Катастрофа имела бы более серьезные последствия, рухни многотонная махина на центр Гонеса. Так что жители маленького городка, сравнившие падение «Конкорда» со взрывом атомной бомбы, еще долго будут благодарить Бога… и командира экипажа, который, по их убеждению, в последние секунды все же сумел изменить курс фактически уже неуправляемого самолета.

Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Используются технологии uCoz