Авиа,авто,судо_моделирование

Главная_страницаСтатьи

Мои_фотографииЧертежСборочный цех

Техника молодежи 1995-4 Аэродромы над океаном

Страница 1 2 3 4

ГЛАВНАЯ УДАРНАЯ СИЛА


После второй мировой войны Великобри­тания, еще обладавшая титулом "владычи­цы морей", переживала серьезные эконо­мические трудности. Из-за них пришлось резко сократить вооруженные силы, пре­кратить работы на двух дюжинах новых авианосцев. Часть спущенных на воду за­консервировали, прочие разобрали, а всту­пившие в строй или близкие к тому назна­чили на продажу. Покупатели нашлись — это были недавние английские колонии и доминионы, а также иные государства, чьи правительства решили пополнить флоты "плавающими аэродромами". В 1957 г. Ин­дия приобрела заложенный еще в 1943 г. "Геркулес" типа "Магнифисент". После до­стройки в 1961 г. корабль получил новое на­звание "Викрант", в 1979 — 1982 годах его модернизировали, приспособив под про­тиволодочные самолеты французского производства "Ализе", а спустя 6 лет вновь переделали, на сей раз под английские многоцелевые "Си Харриер", для которых в носовой части полетной палубы устроили рампу-трамплин.
Корпус однотипного "Гермеса" начали собирать на стапеле в июне 1944 г., а Воен­но-морской флаг он поднял в ноябре 1959 г. В ходе двух модернизаций на нем сделали угловую палубу, смонтировали самолетоподъемники и паровые катапульты. Потом авианосец преобразовали в десантный, еще через некоторое время на нем стали базировать "вертикалки". "Гермес" участ­вовал в боевых действиях против Аргенти­ны, вознамерившейся в 1982 г. вернуть Фолклендские (Мальвинские) острова в юго-западной Атлантике. А в мае 1986 г. ко­рабль продали Индии, там его переимено­вали в "Вираат" и оснастили советским ору­жием и оборудованием.
Конечно, оба авианосца, давно отметив­шие полувековой юбилей момента заклад­ки, изрядно устарели. Поэтому индийцы на­мереваются заменить один из них новым, сооруженным по собственному проекту на отечественных верфях, и без энтузиазма отнеслись к предложению Украины продать недостроенный "Варяг".
По ту сторону Атлантики
В 1958 г. англичане уступили Аргентине (естественно, за соответствующую сумму) "Уорриор" (типа "Колосус", 19 500 т), зало­женный на стапеле еще в период второй мировой войны и законченный спустя 4 го­да после нее. "Индепенденсия", как назва­ли корабль, дважды обновляли, но, в конце концов, заменили "Винтисенто де майо". Это был однотипный "Венерейбл", у кото­рого оказалась весьма любопытная судьба. В 1945 г. его официально включили в со­став Королевского флота, а через 3 года передали голландцам, те присвоили ему имя адмирала К.Доормана, погибшего в 1942 г. в войне с Японией, и перечислили в противолодочный. В конце 50-х годов на авианосце появилась угловая палуба и па­ровые катапульты, а в октябре 1968 г. ко­рабль перепродали Аргентине. Новые вла­дельцы усовершенствовали его в той же Голландии, в 80-е годы еще два раза мо­дернизировали, уже на аргентинских вер­фях. Там удлинили взлетно-посадочную па­лубу и расширили ангар под нею для само­летов французского производства "Супер этандар". Ныне на авианосце водоизмеще­нием 19 900 т находятся 18 истребителей-бомбардировщиков и 4 вертолета. В Фолк­лендском конфликте "Вентисенто де майо" никак не отличился, видимо, командование флотом не захотело рисковать столь цен­ной боевой единицей. А может, не очень-то верило в боевые возможности ветерана.
Свою долю наследства островной импе­рии приобрела и Бразилия. В декабре 1955 г. Она купила "Вендженс" (типа "Колосус"), отправила его на голландские верфи, где в 1957 — 1960 годах на нем установили угло­вую палубу, катапульты, новые котлы и самолетоподъемники. Ныне авианосец под именем "Минас Жерайс" несет 6 противо­лодочных самолетов "Трекстан", 4 — 6 вер­толетов аналогичного назначения "Си Кинг", а противовоздушную оборону долж­ны обеспечить счетверенные 40-мм авто­маты. В 1976 — 1981 годах он прошел капи­тальный ремонт, на нем смонтировали со­временную светотехническую систему по­садки и аэрофинишеры. Бразильцы не строят иллюзий относительно его боеспособности и собираются обзавестись но­вым, водоизмещением 35 — 40 тыс. т, с 30 — 40 летательными аппаратами. Таким образом, страны, которые принято считать развивающимися, располагают весьма ус­таревшими авианосцами английской пост­ройки. А теперь посмотрим, какими кораб­лями этого класса владеют государства, достаточно развитые во всех отношениях.
Новое поколение
В 1962 г. британские судостроители при­ступили к проектированию принципиально нового авианесущего корабля, и спустя 11 лет на верфи компании "Виккерс" заложили головной "Инвинсибл", он вступил в строй в 1980 г. В течение 5 лет за ним последовали незначительно измененные "Илластриес" и "Арк Ройаль". В отличие от традиционных кораблей этого класса, предназначенных для самолетов с горизонтальным взлетом и посадкой, британские строились под мно­гоцелевые "вертикалки" "Си Харриер", На полетной палубе, не доходившей 24 м до форштевня, имелось 6—8 взлетно-поса­дочных площадок для вертолетов, а в ее но­совой части была рампа высотой 3 м с уг­лом наклона 7 градусов. Носовую и кормо­вую часть ангара предоставили "Си Харри-ерам", центральную — винтокрылым аппа­ратам, рядом разместили мастерские и си­стемы обслуживания авиатехники. На слу­чай пожара предусмотрели раздвижные шторы, мгновенно разделяющие эти про­сторные помещения на изолированные от­секи. Удлиненная надстройка-"остров", как положено, находится у правого борта, над ней в радиопрозрачных куполах заключены антенные устройства. В эшелонированном машинном отделении стоят газовые турби­ны, причем для их экстренной замены про­деланы специальные шахты. Два гребных винта обеспечивают хорошую маневрен­ность и в некоторой мере парируют борто­вую качку.
В 1982 г. он участвовал в вооруженном конфликте с Аргентиной. "Си Харриеры" сбили 23 неприятельские машины, наноси­ли эффективные ракетно-бомбовые удары по наземным объектам, причем обошлись
минимальными потерями. Учтя боевой опыт, авиапарк довели до 12 самолетов. Кстати, выяснилось, что с максимальной боевой нагрузкой "вертикалки" взлетали не отвесно, а с небольшим разбегом, старой рампы явно "не хватало", и ее подняли до 12 градусов, а палубу удлинили на 12 м, за­одно оборудовав на ней 8 вертолетных пло­щадок. Зенитное вооружение дополнили тремя артиллерийскими комплексами "Голкипер", выпускающими 4200 снарядов в минуту, — достаточно, чтобы сбить или отогнать вражеский низколетящий самолет или уничтожить противокорабельную раке­ту. Теперь, перед очередной "умиротворя­ющей акцией", корабль примет на борт 22 вертолета и 1 тыс. морских пехотинцев. Кстати, в ожидании ее на подобную модер­низацию поставили "Илластриес" и "Арк Ройаль".
Причем англичане вовсе не собираются ограничиваться тройкой малых авианос­цев. В октябре 1989 г., на выставке военно-морской техники в Портсмуте, они предста­вили проект авианесущего корабля водоиз­мещением 20 тыс. т, выполненного на базе коммерческого судна.
...Американцы, ревниво следящие за ус­пехами других, еще при постройке "Инвинсибла" вознамерились заполучить нечто
подобное и к 1972 г. спроектировали свой вариант "авианосца для контроля за мо­рем" — водоизмещением 15 тыс.т, с 3 — 4 противолодочными самолетами и 12 — 14 такими же вертолетами. Предполагалось, что он станет заниматься поиском в откры­том океане советских субмарин, а сопро­вождающие фрегаты прикроют его от уда­ров авиации на расстоянии 100 миль. Одна­ко ВМС не очень увлеклись таким кораблем и документацию продали испанским союз­никам по НАТО.
Те до недавнего времени располагали старым, построенным в 1943 г., бывшим американским конвойным авианосцем "Дедало", превращенным в носитель 20 верто­летов. Заполучив американский проект, ис­панцы переделали его, предусмотрев, по примеру англичан, трамплин с углом воз­вышения 12 градусов, и в мае 1988 г. "Принсипе де Астуриас" вступил в строй.
Вместе с проектом испанцы приняли и американскую идею оперативных противо­лодочных сил, сформировав уже в 1989 г. группу "Альфа", в которую входят авиано­сец и до 7 фрегатов. По их мнению, такое соединение сможет эффективно бороться с воздушными, морскими, подводными це­лями и наносить удары по береговым объ­ектам. "Военный флот обладает мобильно-стью, а концепция глобального применения и постоянная готовность позволяют ему по­являться там, где возникают проблемы", — заявил начальник штаба ВМС Испании ад­мирал К.Миранда.
...Не остались в стороне от британских новаций итальянцы. С 1961 по 1969 год они пополнили флот сугубо оборонительными крейсерами-вертолетоносцами "Андреа Дориа" и "Кайо Дуилио" (6500 т, 4 противо­лодочных вертолета), а также "Витторио Венетто" (8250 т, 9 аналогичных геликопте­ров). В августе 1987 г., когда англичане об­новляли свои авианосцы с учетом опыта Фолклендской операции, итальянцы подня­ли флаг на подобном "Джузеппе Гарибаль­ди", только у него полетная палуба несколь­ко сужается к рампе, катапульт и аэрофини­шеров нет. На "Гарибальди" базировались 16 противолодочных "Си Кинг" и пара учеб­ных "Си Харриеров", но после того, как аме­риканцы подготовят авиаторов, число бое­вых самолетов достигнет 18, и авианосец перекочует в категорию ударных. Кроме то­го, планируется постройка однотипного "Джузеппе Мазини", и только из-за времен­ных финансовых трудностей его закладка отложена.
Традиции плюс современность
А вот французы, как и англичане, пошли своим путем. После войны промышлен­ность, в том числе судостроительная, по­терпела изрядный урон, и им ничего не ос­тавалось, как в 1946 г. приобрести у Вели­кобритании построенный еще в 1944 г. "Колосус", переименовав его в "Арроманш". В 1951 и 1953 годах и американцы продали им конвойные авианосцы "Буа Белло" и "Лафайетт" (водоизмещение по 15 800 т), переделанные в свое время из недостроен­ных легких крейсеров. Новые хозяева еще раз переоборудовали их, теперь в противо­лодочные вертолетоносцы.
И только в 1961 и 1963 годах они смогли построить собственные авианосцы "Кле­мансо" и "Фош". По основным тактико-тех­ническим характеристикам (водоизмеще­ние 32 800 т, скорость 32 узла, 60 самоле­тов, длина 265 м, ширина 36,7 м, размеры полетной палубы 165,5 на 29,5 м) те напо­минали американские и английские перио­да второй мировой войны. Позже их модер­низировали, а на "Фоше" испытали палуб­ные реактивные истребители "Рафаль", предназначающиеся для кораблей третье­го поколения.

 




Однако старые французские авианосцы сгодились не только для экспе­риментов. В 1991 г. Франция участвовала в пресловутой операции "Буря в пустыне", в которой "Клемансо" поручили, в общем-то, несвойственную ему роль транспорта во­оружений. Приняв в Тулоне боевую технику, в том числе вертолеты, он доставил ее в зо­ну боевых действий и благополучно вернул­ся на родину, где его поджидал в полной го­товности "Фош". Так что французским лет­чикам палубной авиации не удалось отли­читься в скоротечной войне с Ираком, но зато не понесли потерь.
Разумеется, военные флоты необходимо постоянно обновлять. В 70-е годы францу­зы приступили к разработке проекта де­сантного вертолетоносца РН-75. Потом, в свете новых веяний, его неоднократно кор­ректировали и в 1986 г. на верфи в Бресте начали строить более крупный авианосец "Шарль де Голль", а на государственном предприятии в Эндре приступили к разра­ботке ядерной силовой установки для него. На атомоходе станут базироваться 40 отече­ственных истребителей "Рафаль", истреби­телей-бомбардировщиков "Супер этандар", самолетов дальнего радиолокационного до­зора американского производства "Хокай" и противолодочные вертолеты. Для них устро­ены подъемники на 35 т, каждый из которых быстро доставит из ангара на полетную па­лубу по 2 самолета с полной боевой нагруз­кой, а стартовать они станут с помощью мощных катапульт длиной по 75 м (на пред­шественниках были 50-метровые). Главным в этом корабле окажутся два ядерных реак­тора мощностью по 38 тыс. л.с, которые обеспечат крейсерскую скорость не менее 27 узлов и почти не ограниченную даль­ность плавания. В будущем году французы собираются заложить на стапеле однотип­ный "Ришелье". Правда, все это пока оста­ется под вопросом: "Шарль де Голль" обойдется в 17,2 млрд. франков, "Рише­лье" — в 12 млрд. Между тем, верно подме­тил обозреватель французского журнала "Сьяс э ви", "поскольку атомные авианосцы должны действовать в ограниченной аква­тории Средиземного моря, нет необходи­мости оснащать их ядерной силовой уста­новкой".
Мастодонты с реакторами
Американцы вступили во вторую мировую войну с 7 авианосцами, потеряли 12 и закон­чили с сотней новых ударных и небольших конвойных. Позже устаревшие да и недост­роенные списали либо передали партнерам по военно-политическим блокам и с конца 50-х годов приступили к обновлению авиа­носного флота, что было вызвано появлени­ем реактивных палубных самолетов. Для этой новой, более тяжелой авиатехники по­надобились и новые корабли. В 1955 — 1959 годах американцы построили четверку авиа­носцев типа "Форрестол" водоизмещением по 60 тыс. т, с 80 истребителями, бомбарди­ровщиками, противолодочниками и маши­нами иных классов; потом столько же почти однотипных, все с котлотурбинными сило­выми установками. Кстати, водоизмещение кораблей военной постройки типа "Мидуэй" не превышало 62 тыс. т.
А в 1959 г. заложили ударный, атомный "Энтерпрайз" (85 тыс. т), который нес уже 100 летательных аппаратов и в отличие от предшественников имел исключительно ракетное оборонительное вооружение. То­же своего рода дань моде. Предполагалось построить еще пятерку, но командование ВМФ благоразумно решило сначала "обка­тать" головной. Одновременно американцы прорабатывали проекты авианосцев уме­ренного водоизмещения в 22 тыс. и 32,8 тыс.т, но дальше задумок дело не пошло: сказался опыт применения ударных авиа­носцев во вьетнамской войне.
Там большую роль сыграли палубные штурмовики А-6Е "Интрудер", А-7У "Кор-сар-2", штурмовики-разведчики РА-5 "Виджилент". Первое время они заходили на це­ли "в лоб", но, понеся изрядные потери, из­менили тактику. Группы по 20 — 30 машин отправлялись на бомбардировку разными маршрутами, совершая массированные ли­бо периодические, беспокоящие налеты, потом тактика воздушной войны стала куда изощренней. Например, первыми к побере­жью ДРВ уходила демонстрационная группа, которой следовало вызвать на себя огонь противовоздушной обороны и "забить" по­мехами работу вьетнамских радаров, а уже за ней в бой вступали штурмовики и бомбар­дировщики под солидным прикрытием ис­требителей. Доставлять же ударную авиа­цию с американских баз даже в Японии к Ин­докитаю, некоторое время держаться на те­атре боевых действий и возвращаться могли только очень большие авианосцы, предпо­чтительнее с ядерными силовыми установ­ками. И этот вывод специалисты Пентагона сделали незамедлительно.
Уже в январе 1975 г. вступил в строй го­ловной "Ч.Нимиц", и в мае следующего сформировали силы быстрого реагирова­ния, состоявшие из него, крейсеров-раке­тоносцев "Калифорния" и "Саут Каролина", субмарины "Рей" — все атомоходы. За "Нимицем" флот пополнили однотипные "Д.Эйзенхауэр", "К.Винстон", "Т.Рузвельт", "А.Линкольн", "Дж.Вашингтон", "Дж.Стеннис", "Юнайтед Стейтс" — более половины из запланированных 15 подобных "плаваю­щих аэродромов", чье назначение — стать ядром ударных авианосных группировок. На каждом базируется до 90 машин: штур­мовики "Интрудер" и "Корсар", новые ис­требители-бомбардировщики Ф/А-18 "Хорнет" и истребители Ф-14 "Томкет", противолодочные самолеты С-3 "Викинг" и вертолеты СЭйч-ЗД, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения Е-2 "Хо­кай" (см. "ТМ" № 12 за 1994 г.) и ЕА-68 "Проулер", оснащенные аппаратурой ра­диолокационного подавления. И непремен­но — разведчики и заправщики. Такой корабль способен обеспечить бое­вые действия своего авиакрыла 340 суток в году как в глобальной атомной войне, так и в условиях локальных конфликтов, нанося удары по воздушным, морским, подводным целям и береговым объектам. Пример то­му — операции американской палубной авиа­ции в зоне Персидского залива в 1991 — 1992 годах и других "горячих точках". Эф­фективность авиационных соединений весь­ма велика. Скажем, 40 палубных штурмови­ков, каждый из которых поднимает 4 т бое­вой нагрузки, способны только в одном вы­лете обрушить на противника 160 т бомб и ракет, в том числе с системами высокоточ­ного наведения, сделав в день несколько вы­летов. А теперь сравним. Американские но­вейшие крейсеры типа "Тикондерога" имеют по 24 ракеты "Томагавк" с полутонной бое­вой частью. Нетрудно подсчитать, что авиа­крыло одного только "Нимица" с успехом за­менит полтора десятка "Тикондерог"!
Итак, американцы собираются постоянно "держать под ружьем" 15 ударных авианос­ных соединений с авианосцем типа "Ни-миц", корабли на модернизации или в капи­тальном ремонте не в счет. Одновременно прорабатываются проекты перспективной боевой техники, в частности, "модифициро­ванного "Нимица" водоизмещением более 100 тыс. т, супер-"Нимица" (200 тыс. т), "авианосца XXI столетия", оснащенного не паровыми, а электромагнитными катапуль­тами и оборонительным лазерным и пучко­вым оружием. Не оставлены без внимания и авианесущие корабли водоизмещением 40 тыс. и 60 тыс. т — во многом они будут уступать нынешним атомоходам, зато по­надобятся для "демонстрации флага" или ограниченных операций.
Заметим, строительство американского авианосного флота вот уже полвека идет в одном,  генеральном направлении.

 

Американский палубный истребитель-бомбар­дировщик Ф/А-18 "Хорнет". Компания "Макдо-нелл-Дуглас" приступила к работе над этой ма­шиной в 1976 г., первый полет состоялся в нояб­ре 1978 г.. через год приступили к испытаниям "Хорнета" на авианосце "Америка". Взлетная масса 25400 кг, скорость М=2, силовая установ­ка: 2 двигателя с максимальной тягой по 7260 кг, практический потолок 15240 м, продолжитель­ность патрулирования в 280 км от авианосца 1 ч 45 мин, вооружение: встроенная 20-мм пушка "Вулкан", ракеты и бомбы обычные и управляе­мые. Длина 17 м, размах крыла 11,4 м.

Страница 1 2 3 4

Используются технологии uCoz